2018-11-14 13:28:15

Стали известны планы по реконструкции Алматы на 2019 год

Власти по-прежнему будут проводить политику «город для пешеходов»

Эскиз реконструкции одной из набережных рек Алматы

В пятницу, 2 ноября, в Алматы состоялась встреча экспертов-активистов, сотрудников управления архитектуры и градостроительства города Алматы, а также специалистов, осуществляющих непосредственную реконструкцию южной столицы, передаёт корреспондент Forbes.kz.

В сентябре этого года городские власти опубликовали отдельные визуализации рабочих проектов реконструкции ряда улиц и объектов. В планы попали 6 отрезков улиц и 2 набережные, которые будут реконструированы в 2019.

Поскольку все эти проекты никак не обсуждались с экспертами и общественностью, а вопросов накопилось немало, то общественная организация Urban Forum Kazakhstan инициировала встречу экспертной группы для подготовки комментариев и рекомендаций к планам реконструкции c непосредственными исполнителями. В состав рабочей группы вошли архитекторы, экологи, представители бизнеса, эксперты по устойчивому транспорту, урбанисты и специалисты по работе с историческим наследием.

Эскиз реконструкции улиц Жибек Жолы и Наурызбай Батыра

Эскиз реконструкции улиц Жибек Жолы и Наурызбай Батыра

— Информации, которую опубликовало управление архитектуры и градостроительства города Алматы, нам никак не хватает, чтобы понять весь масштаб планируемых на следующих год работ, — говорит одна из активистов Айсулу Уали, архитектор Бюро AV-Architects. – Здесь одно из двух: либо эти эскизы выложены не полностью, либо самого проекта нет в цельном виде. Нам бы хотелось увидеть генеральный план целиком. Конечно, трудно судить о проекте в целом, поскольку мы его ещё не видели полностью, но к нему есть вопросы. Опубликованные эскизы одной и той же реконструируемой улицы могут сильно отличаться между собой.

Также собравшиеся эксперты, опираясь на уже полученный опыт проведённых работ в 2017-2018, пытались обратить внимание на более конкретные вещи.

 Нам бы хотелось, чтобы реконструируемые объекты были бы более практичными. Так, некоторые пешеходные тротуары, расположенные не в парковых или игровых зонах, а на обычных улицах, были бы менее аляпистыми. Не стоит делать слишком разнообразной гамму цветов там, где в этом нет необходимости. Вместо этого стоит обратить внимание на безопасность пешеходов, качество используемого материала, чтобы плитка или брусчатка была бы менее скользкой, соответствовала всем необходимым нормам, — рассказывает Елена Дарзиманова, архитектор AHR Kazakhstan. – Необходимо, чтобы всё было в едином стиле, подходило под общую концепцию. Например, на представленных эскизах по реконструкции набережных двух городских рек вообще не понятно, что хотят показать авторы. Каждый рисунок одной и той же реки, но с разного ракурса отличается полностью. Ощущение, что каждый эскиз создавали не только разные люди, но разные архитектурные бюро или даже просто – они скачаны из интернета. Хотелось бы общего соблюдения стиля.

Эскиз реконструкции набережной реки Есентай

Эскиз реконструкции набережной реки Есентай

Особое внимание собравшиеся эксперты просили уделить архитектурному и историческому наследию города.

— Реконструкция исторического центра Алматы реализуется уже третий год подряд, — напоминает Давид Камински, архитектор FeDa Architecture and Research. — Работы проводятся в контексте не только повышения комфортности среды, но также и улучшения туристического потенциала города, и сохранения архитектурного облика Алматы. Проект затрагивает участки, на которых расположены здания, внесённые в охранные списки, а также сами эти объекты. В этой связи проводить работы по их реконструкции необходимо в соответствии со статусом этих зданий и охранных зон вокруг них.

Изменение колористического решения фасадов существующих зданий (переоблицовка, перекраска) противоречит целям сохранения уникального архитектурно-художественного облика исторических зданий. Недопустима окраска природного камня, которым отделан ряд зданий, предложенных к реконструкции в 2019.

Набережная одной из рек

Набережная одной из рек

В качестве примера Камински указал на ряд зданий, которые были отделаны «ракушечником». Однако строители почему-то решили, что природный белый цвет камня не слишком актуален, и вместо того чтобы отмыть его обычной водой, перекрасили природный камень в розовый цвет. И подобных примеров, когда зданиям придается неестественный облик, – много, на что особо указывает активист.

Эксперты также указали на необходимость проведения общественных консультаций о целесообразности того или иного проекта в данный момент в свете более актуальных проблем у города. Часть экспертов считает, что предлагаемые к реконструкции участки находятся в приемлемом состоянии и не требуют срочного дорогостоящего ремонта.

Алмасхан Ахмеджанов

Фото: the-steppe.com
Алмасхан Ахмеджанов

На большинство из этих вопросов ответил заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства города Алматы Алмасхан Ахмеджанов.

— Безусловно, все ваши замечания мы учтём. Более того, некоторые действительно серьёзные вопросы мы поднимем ещё раз и внесём корректировки в проектную документацию. Но где-то мы с вами и не согласимся, потому что есть строительные нормы, требования действующего законодательства. Хочу отдельно сказать, что все наши проекты проходят через экспертные оценки специалистов международного уровня. Если говорить о памятниках архитектуры, то скажу сразу – за последние два года мы даже выявляем новые здания, сами заносим их в реестр, стараемся со всем этим разобраться. Хочу отдельно сказать, что наше управление было одним из инициаторов этой встречи. Мы знаем, что у населения, у граждан есть вопросы. Мы хотим выслушать их, мы не хотим, чтобы они думали, что мы тут что-то сами предпринимаем. Строим всё это мы в первую очередь для общественности, для населения.

— Я бы хотел обратить внимание на то, в какие сроки мы это всё выполняем – в кратчайшие, — продолжил Алмасхан Тлевханович. — Известный датский архитектор Ян Гейл был поражён изменениями, которые произошли в южной столице за последнее время. Он говорит, что «на подобную реконструкцию Копенгагена у них ушло почти 50 лет. Вы же хотите всё это реализовать за гораздо меньший срок». С этим трудно не согласиться. Когда мы только представили проект улицы Панфилова, то было очень много критики. Все возмущались, говорили, что это глупость и так далее. Однако теперь мы видим совсем другую реакцию, большинство, я бы даже сказал — абсолютное большинство, с большим удовольствием восприняло произошедшие изменения с этой улицей. К слову, теперь там гуляет не только молодежь, а разные возрастные группы, начиная с младенцев и заканчивая нашими бабушками и дедушками.

Очень много автомобилистов, а также представители малого и среднего бизнеса указывают на парковки, как на самую настоящую проблему, бич южной столицы. Нужно как-то решать этот вопрос, потому что он вызывает самую большую критику в работе администрации города.

— Раз уж город выбрал такую политику: «Алматы – город для пешеходов, а не автомобилей», то нужно смириться с этим. Нужно пересаживаться на общественный транспорт. Но конечно, мы работаем и над этим вопросом, стараемся найти какие-то оптимальные решения.

Источник: forbes.kz